|
|
|
И.Ковшун, В.Ковшун
Гипотетические формы жизни вне земли
&
Ст. Лем "Повторялка"
Одесса,1999, С.192.
Обращение к читателю
Подлинной Terra Incognita (Неизвестной Землей) представляется нам окружающий нас Космос. Мы стоим на пороге завоевания Космоса и с замиранием сердца ожидаем встречи с его обитателями, потому что не можем или не хотим даже вообразить себе, что мириады прекрасных миров Вселенной могут оказаться безжизненными и мертвыми.
Великий Ноланец, Джордано Бруно, сожжённый в Риме на Площади Цветов 17 февраля 1600 г. за свои проповеди об обитаемости бесчисленных миров во Вселенной, писалх: "Мы полагаем, что для живых существ нашего рода обитаемые места редки. Однако не подобает считать, что есть часть мира без души, жизни, ощущения, а следовательно, и без живых существ. Ведь глупо и нелепо считать, что не могут существовать иные существа, иные виды разума, нежели те, что доступны нашим чувствам". А вслед за ним и выдающийся астроном XVII в. И. Кеплер, постигший Гармонию Мира и давший нам законы движения планет, восклицал: "Но кто же живет в этих мирах, если они обитаемы?... Мы или они Владыки Мира? Разве всё предназначено для человека?".
Жизнь как свойство высокоорганизованной материи, возможно, обращена к нам, жителям Земли, одним своим Ликом, тем, который определяется способом существования белковых тел.
Иные Лики Жизни мы ожидаем увидеть в далеких просторах Космоса. Какими же они окажутся? Кто нам встретится там, вне Земли? Кровожадные сообщества безумных маньяков в облике насекомых либо монстров? Или камни и плесень, мирно философствующие о проблемах мироздания? Цивилизации живых и разумных планет, звезд и даже галактик? Или все же мы встретим подобных себе Братьев по Разуму?
На это у науки пока нет ответа. Есть только догадки, которые мы в сжатой форме попытались представить любознательному Читателю.
Наша фантазия, вооруженная знаниями об основных законах развития природы, создает гипотезы о внеземных формах жизни (ВФЖ), об интеллекте представителей внеземных цивилизаций (ВЦ), пытаясь приподнять завесу, скрывающую от нас чудеса населенного Космоса, и даже смоделировать предстоящие контакты человечества с пока еще гипотетическими Братьями по Разуму. Но для создания этих гипотез у нас имеется только одно средство - фантастика, в той или иной мере опирающаяся на новейшие достижения науки.
Догадки древних и средневековых мыслителей о возможной обитаемости миров за пределами нашей Земли постепенно сложились в науку - астробиологию, занимающуюся, главным образом, теоретическими поисками звездных экосфер, то есть ограниченных пространств, в которых близ той или иной звезды могла бы существовать жизнь в известной нам 'на Земле белковой форме. Затем нетрадиционное мышление позволило выдвинуть предположение о возможности существования в Космосе форм жизни "неземного типа". В науке о жизни вне Земли сложились две важные проблемы - проблема SETI (аббревиатура от английского: Поиск Внеземного Разума) и проблема CETI (аббревиатура от английского: Контакт с Внеземным Разумом).
Странной оказалась эта наука, наука о жизни вне Земли, поскольку не имеет она ни объекта исследования, ни каких-либо свидетельств о существовании этого объекта. Отдельные ученые даже отказывают ей в праве называться наукой. Но все-таки многие из серьезных исследований методологически обосновали как науку систему воззрений и гипотез о внеземных формах жизни и о возможности установления контактов с внеземными цивилизациями.
Невольно в связи со сказанным приходят на ум слова древнего китайского поэта Ли Бо: "Мастеру стрельбы из лука не нужны лук и стрелы - ему нужна цель".
И учёные, занимающиеся наукой о жизни вне Земли, и писатели-фантасты пытаются прогнозировать результаты возможной встречи землян с разумными обитателями Космоса. При этом трудно отдать предпочтение кому-либо из них в смелости построения новых догадок и гипотез. Не случайно среди ученых, занимающихся проблемами CETI и SETI, имеется немало авторов НФ-произведений.
Подчеркнем, что среди ученых и писателей-фантастов нет единодушия по большинству вопросов, связанных с догадками о возможности жизни вне Земли, о ВФЖ и о ВЦ.
Если одни из них говорят, что Вселенная заселена лишь антропоморфными обитателями, для которых законы и физического, и биологического, и общественного развития тождественны с земными, то другие "населяют" Космос существами, которые, столкнись мы с ними, возможно, и не были бы нами признаны партнерами по существованию либо по сосуществованию, а третьи заявляют: "Не пытайтесь даже представить себе, как выглядят эти далекие братья по разуму, какие животные и растения их окружают: ваша фантазия наверняка беднее, чем фантазия природы..." [1, с. 137]. Неоднозначным оказывается и подход к решению вопроса об интеллекте гипотетических обитателей Космоса:
" - А почему вы уверены, что растения, камни, течения и штормы не обладают разумом?
Если вы не можете сказать, чем их интеллект похож на наш, то нет смысла использовать для его определения то же название" [2, с. 232].
Трудности возникают даже при попытке использования такого понятия, как ВЦ:
" - Другие цивилизация существуют, хотя и не существуют.
- Как это понимать?
- Не существуют как эквиваленты наших представлений о них, следовательно, то, что составляет их цивилизацию, человек цивилизацией бы и не назвал" [3, с. 88].
И ещё один вопрос: а сумеем ли мы вообще, встретив Братьев по Разуму, общаться с ними? Этот вопрос связан, во-первых, с тем, что в случае, если наш способ мышления является лишь результатом случайности процесса эволюции, то инопланетный разум может оказаться совершенно неадекватным нашему. Во-вторых, не следует забывать, что мы и между собой не всегда можем, прийти к полному взаимопониманию.
"Думается, что возможна целая цепь качественно различных форм разума.
... А наше собственное мышление - едва ли последнее слово природы. Вполне возможно, что когда-нибудь в Космосе, а скорее всего - в недрах кибернетических лаборатории, мы познакомимся с формами мышления, которые будут в такой же степени отличаться от нашей, в какой она отличается от мозговой деятельности пчел и муравьев" [4].
Существующая недоговоренность в определении понятий "жизнь", "интеллект", "разум", "цивилизация" среди представителей различных наук связана с многоликостью этих понятий. В различных ипостасях выступают эти понятия, когда речь о них ведется в биологии, кибернетике, философии и т. д., что создает невообразимо широкий простор для фантазирования о ВФЖ и ВЦ. Этим воспользовались писатели-фантасты, описав, кажущиеся немыслимыми для нормального человеческого. разума, многочисленные экстравагантные формы внеземной жизни и внеземных цивилизаций.
Корни научной фантастики, пытающейся описать гипотетические сообщества разумных существ в Космосе, уходят в далекое прошлое человечества.
Элементы фантастичности встречаются в древнейшей литературе различных народов земного шара. Это - и легенды о полетах на реактивных аэролланах в Атлантиде, и мифы о сошествии с небес первых учителей, правителей или богов, и египетские сказания об обитаемости звезд, планет и Луны, и индусские представления о переселении душ на небесные светила с возвращением их на Землю, и сказки о полетах героев и царей к Солнцу, Луне и звездам.
В более поздней литературе можно найти и описания гипотетических встреч землян с инопланетянами как особый прием художественно-философских произведений, использовавшийся для того, чтобы можно было в увлекательной форме обсудить вместе с читателем важнейшие философские и социальные проблемы. В качестве примера достаточно вспомнить "Микромегас" Вольтера или романы Сирано де Бержерака. Но во всех этих литературных памятниках речь шла о "встречах" с антропоморфными инопланетянами, отличавшимися от людей, главным образом, лишь размерами тела или количеством глаз либо конечностей.
Томас Гексли (Хаксли), выдающийся английский биолог, первым в XIX в. понял, что на далеких планетах могут оказаться формы жизни, которым даже не найдется аналогов в земной биосфере. Правда, сам он особых привязанностей к фантастике не испытывал, будучи страстным проповедником точного знания, а не беспочвенного витийствования там, где знания отсутствуют. Но именно он пророчески предупреждал, что, мысленно населяя Космос все более совершенными существами, мы можем скатиться к поповщине, построив натуралистическую теологию и демонологию.
И сейчас мы действительно видим, что авторы сказочной фантас-тической литературы для детей и для взрослых - "фэнтези" - населяют Вселенную и духами, и демонами, и героями мифов, и даже творцами всего сущего, включая наш мир. При этом подчас неискушенному читателю оказывается затруднительным отделение "фэнтези" от научной фантастики, так как авторы сказочной фантастики маскируют используемый в "фэнтези" арсенал магии, чародейства и мистики научными теориями гипноза и околонаучными теориями телекинеза, телепортации, левитации и т. д.
Некоторые писатели-фантасты, приняв тезис о том, что признание возможности существования некоторого образа равносильно доказательству того, что он где-то реально существует, "построили" миры, разительно отличающиеся от нашего. Появилось в науке представление о неевклидовой геометрии - и в фантастической литературе появились описания бесконечных, но ограниченных, либо конечных, но неограниченных, и т. д. миров с различной метрикой и кривизной пространства. Высказал в конце XIX в. английский философ Ф. Бредли; утверждение, что кантовское положение о единстве пространства не является фактом, - и появились в фантастике "параллельные вселенные", сосуществующие в каждой точке пространства с нашей Вселенной.
Представление о возможной многомерности пространства привело к появлению в фантастике вселенных с различным числом измерении и даже вселенных, вложенных одна в другую, наподобие матрешек. И обсуждаемая в философии проблема природы времени получила отражение в фантастике, "построившей" миры с течением времени, обратным течению нашего времени, либо с застывшим относительно нас временем, которое "течет" перпендикулярно к нашему времени (!). Все эти миры соответственно были "заселены" экстравагантными существами с самыми немыслимыми в нашей реальности свойствами.
Жизнь в Космосе пока не обнаружена. Обширные программы поиска радиосигналов от внеземного Разума не увенчались успехом. Мертвыми оказались ближайшие к нам небесные тела. Появились пессимистические прогнозы в вопросах, связанных с возможностью жизни где-либо вне Земли. Известный ученый И. С. Шкловский, бывший прежде горячим сторонником идеи множественности обитаемых миров во Вселенной, в последние годы своей жизни пришел к убеждению, "то мы, скорее всего, вообще одиноки в бесконечном или безграничном Космосе. Выдающийся польский писатель-фантаст С. Лем в НФ-романе "Голос Неба" высказал опасение, что человечество при нынешнем "примитивном" уровне своего развития даже и не смогло бы расшифровать послание от далеких обитателей Космоса, если бы оно было получено на Земле.
Однако многие ученые более оптимистически относятся к проблеме поиска жизни вне Земли и установления контактов с другими мирами. Что же касается писателей-фантастов, стоящих на позициях признания возможности существования вне земли научно обоснованных форм жизни, то они по-разному относятся к вопросу о множественности ВФЖ. Одни из них полагают, что жизнь возможна лишь на основе привычного для нас белка, другие допускают существование, например, кремнийорганических форм жизни. Некоторые из фантастов считают, что разумная жизнь повсюду должна быть антропоморфной, а остальные наделяют разумом и монстров, и растительную плесень, и колонии микроорганизмов. И если отдельные писатели населяют живыми существами лишь планеты земного типа, то многие считают, что ареной жизни могут стать любые планеты, недра звезд, межзвездная среда и даже абсолютный вакуум, заполненный виртуальными (ненаблюдаемыми) элементарными частицами.
По-разному относятся писатели-фантасты и к оценке дружественности чужого (Чуждого!) Разума относительно разума земного Человечества. Одни писатели-фантасты считают, что альтруизм - общая черта любых высокоразвитых существ; другие пугают нас неизбежной враждебностью Чуждого Разума; третьи постулируют превосходство человеческого разума над разумом "аборигенов Космоса"; четвертые утверждают ничтожество разума землян по сравнению с разумом уже овладевших Космосом представителей внеземных цивилизаций; пятые вообще полагают, что принципиально не может быть никаких общих проблем и интересов у людей и у космитов, жителей населенного Космоса, и что, встретившись, они разминутся, как разминаются вода и заброшенный в реку рыбацкий невод, и даже могут не заметить друг друга.
Эти столь различные точки зрения, конечно, отражают не столько научные, сколько социальные и идеологические позиции авторов многочисленных НФ-произведений.
В предлагаемой вниманию читателя книге мы попытались дать ему представление о некоторых проблемах, с которыми сталкивается наука о возможных внеземных формах жизни и о внеземных цивилизациях.
Первая часть книги является по своей сути компиляцией, своеобразным коллажем из цитат, характеризующих как ортодоксальные, так и неортодоксальные подходы к вопросам, связанным с проблемами поиска ВФЖ и установления контактов с ВЦ. Во второй части книги мы дали собственную классификацию представлений о гипотетических ВФЖ и ВЦ.
Надеемся, что книга понравится всем, кто интересуется как научной фантастикой, так и проблемами CETI и SETI, пути решения которых пока пролегают через области научной парафантастики, то есть через области догадок, примыкающие и к науке, и к научной фантастике.
Настоящее издание нашей книги лишь изменено по сравнению с первым её изданием - с книгой "Вселенная и Жизнь" (Одесса: "Маяк",1989) . И мы вновь выражаем свою вечную признательность ныне покинувшему всех нас писателю-фантасту Сергею Снегову, проявившему в своё время внимание к нашей депонированной рукописи (см. работу [156] библиографии) и настоявшему на её оформлении в виде книги "Гипотетические формы жизни вне Земли".
Книга "Вселенная и Жизнь" из-за малости тиража сразу стала раритетом. Ведущими специалистами Харькова и Киева книга была оценена как лучшая на Украине публикация по проблемам CETI (Связь с Внеземным Разумом) и SETI (Поиск Внеземного Разума).
Тогда же книга была послана польскому писателю-фантасту Ст. Лему, а вместе с нею ему был отправлен перевод его повести "Повторялка", выполненный И. Ковшуном.
Полный текст на русском языке письма Ст. Лема и перевод повести "Повторялка" приводится ниже.
В качестве предисловия к настоящему варианту публикации книги мы представлена статья В.И.Ковшуна "О паранаучности Проблем ЕТI (Внеземного Разума)".
И. Ковшун
В. Ковшун
|